Притча Шелковинка, на которую даже вещь не подвесить
Дзэнская притча
Известное буддийское выражение «Шелковинка, на которую даже вещь не подвесить» (Цуньсы бу гуа) означает «ничто», крайне малую часть. Как считается, первым его употребил известный мастер Ау Сюаньжи, который на вопрос, чем он занимался весь день, ответил: «Шелковинкой, на которую даже вещь-то не подвесить».
Монашенка-бхикуни Сюаньцзи обычно занималась созерцанием в пещере на горе Дажишань — «Большого солнца». Однажды она решила посетить чаньского наставника Сюэфэна, чьё имя обозначало «Снежные пики».
— Откуда ты пришла? — спросил у неё Сюэфэн.
— С горы Дажишань — «Большого солнца», — ответила Сюаньцзи.
— Ну и как там восходит солнце? — спросил Сюэфэн.
— Оно полностью освещает «снежные пики»! — тут же откликнулась Сюаньцзи.
— А как тебя зовут? — спросил Сюэфэн, почувствовав всю необычность её речей.
— Сюаньцзи — «Сокровенное прясло», — ответила монашенка.
— И сколько ты сможешь соткать за один день? — спросил Сюэфэн.
— Шелковинку, на которую даже и вещь-то не подвесить! — произнесла Сюаньцзи, поклонилась наставнику и пошла прочь.
— О, добродетельная! — окликнул её Сюэфэн, лишь только она сделала несколько шагов. — Твоя ряса волочится по полу!
Услышав это, Сюаньцзи тут же обернулась, чтобы посмотреть на угол своей рясы. Сюэфэн же, расхохотавшись, сказал:
— Хороша же «шелковинка, на которую даже вещь не подвесить»!
Чаньский наставник, что идёт по пути просветления, сам способен своим огненным взором отличить истинное от ложного, а взор дхармы наставника Сюэфэна не имел различий.
Скрытый смысл выражения «шелковинка, на которую даже вещь-то не подвесить» заключён в том, что сердце пребывает в пустотном и светлом состоянии и даже мирской пыли негде осесть.
Монашенка Сюаньцзи, по сути, сама сказала, что она прозрела этот мир, но кто же знал, что край её рясы волочится по полу и Сюэфэн подметил это? И из этого видно, что монашенка Сюаньцзи запуталась в прозрении этой реальности и не способна сама почувствовать или понять её. Монашенка здесь демонстрирует знание канонических ответов, но сама, как видно, внутренне не понимает их смысл.
Абхазские притчи Албанские притчи Античные притчи Ассирийские притчи Библейские притчи Биографии Болгарские притчи Боснийские притчи Буддийские притчи Бурятские притчи Греческие притчи Даосские притчи Даосские притчи от Чжуан-цзы Дзэнские притчи Древние притчи Еврейские притчи Замки Испанские притчи Исторические притчи Итальянские притчи Камбоджийские притчи Карельские притчи Конфуцианские притчи Корейские притчи Короткие притчи Монгольские притчи Немецкие притчи Пазлы Персидские притчи Португальские притчи Поэзия Православные притчи Притчи Притчи для детей Притчи от Ошо Сербские притчи Сутра ста притч Таджикские притчи Татарские притчи Тибетские притчи Туркменские притчи Хасидские притчи Хорватские притчи Христианские притчи Японские притчи