Притча Где находится Путь?

Даосская притча от Чжуан-цзы

Дунго-цзы спросил у Чжуан-цзы:

— Где находится то, что зовут Путём?

— Нет такого места, где бы его не было, — ответил Чжуан-цзы.

— А вы всё-таки скажите, и тогда я смогу понять.

— Ну, скажем, в муравьях.

— А есть ли он чём-нибудь ещё ниже этого?

— В сорняках и мякине.

— А ещё ниже?

— В черепице и кирпиче.

— Ну а в чём-нибудь настолько низком, что дальше некуда?

— В дерьме и в моче!

Дунго-цзы обиженно промолчал, и тогда Чжуан-цзы сказал ему:

— Ваши вопросы, уважаемый, совершенно не касаются существа дела. Вот так же управляющий рынком Хо определял, насколько жирна свинья, надавливая на неё ногой: чем ниже опустишь ногу, тем точнее определишь. У вас не было необходимости спрашивать о местопребывании Пути, ибо Путь не отделён от вещей. Таков верховный Путь, такова же и великая речь. Слова «вездесущий», «всеобщий», «все» пишутся по-разному, а означают одно и то же.

Так не лучше ли нам отправиться на прогулку по Дворцу, Где Нет Ничего, согласовывать между собой все суждения и вовеки не знать границ и пределов! Давайте будем совместно жить в Неделании! Такими целомудренными и покойными! Такими безмятежными и чистыми! Такими весёлыми и вольными! Рассеем же наши помыслы, не будем никуда направляться и не будем знать, куда придём, будем приходить и уходить, не зная, куда придём, будем приходить и уходить, не зная, где остановиться. Я уже пускался в такие странствия и возвращался назад, но всё ещё не знаю, где положен им предел. Я блуждал в тех безбрежных просторах, но великое знание, там гнездящееся, не имеет границ!

То, что делает вещи вещами, не отграничено от вещей. Однако у вещей есть границы, и это называют границей вещи. Граница безграничного — это безграничность ограниченного. Говорят о наполнении и опустошении, расцвете и упадке, но там наполнение и опустошение — не наполнение и не опустошение. Говорят о расцвете и упадке, но там расцвет и упадок — не расцвет и не упадок. Так главное и частное — не главное и не частное, там собирание и рассеивание — не собирание и не рассеивание.

YouTube-канал «Искусствовед Ольга Диас»

Абхазские притчи Албанские притчи Античные притчи Биографии Болгарские притчи Боснийские притчи Великобритания Венгерские притчи Германия Греческие притчи Даосские притчи Даосские притчи от Чжуан-цзы Датские притчи Древние притчи Еврейские притчи Замки Ирландские притчи Испанские притчи Исторические притчи Итальянские притчи Карельские притчи Книги Конфуцианские притчи Латышские притчи Македонские притчи Молдавские притчи Немецкие притчи Пазлы Писатели Польские притчи Польша Португальские притчи Поэзия Притчи Сербские притчи Философы Фильмы Финские притчи Франция Французские притчи Хорватские притчи Художники Цитаты Чешские притчи Шведские притчи

Share