,

Притча Слава праведника или богатство

Притча Слава праведника или богатство

Даосская притча от Чжуан-цзы

Цзы-Чжан спросил человека по прозвищу Довольствующийся Малым:

— Почему вы не печётесь о благонравном поведении? Если вы будете вести себя так, к вам не будет доверия, а если к вам не будет доверия, вам не доверят должность. А если вам не доверят должность, у вас не будет и прибытка. Посему исполнение долга — верный способ приобрести богатство и славу. Но даже если вы отречётесь от славы и богатства в своём сердце, разве сможете вы хотя бы на один день пренебречь благонравным поведением?

Довольствующийся Малым ответил:

— Не имеющий стыда быстро богатеет, а внушающий доверие быстро добивается известности. Бесстыдство и доверие — первое средство приобретения славы и выгоды. А те мужи, которые отрекаются от славы и богатства в своём сердце, не следуют ли в своём поведении небесному началу?

Цзы-Чжан сказал:

— В старину Цзе и Чжоу почитали как сыновей Неба, они владели богатствами всей Поднебесной, а теперь, когда бранят какого-нибудь стяжателя, говорят: «Ты поступаешь, как Цзе и Чжоу», — а он стыдится и негодует — ведь таких презирает даже мелкий люд. Конфуций и Мо Ди были бедны, как простолюдины, а нынче попробуйте сказать царскому советнику: «Вы поступаете, как Конфуций и Мо Ди», — он смутится и скажет, что недостоин такой похвалы, ибо перед этими мужами все преклоняются. Выходит, облечённый властью Сына Неба не обязательно почитаем в свете, а простолюдин, живущий в бедности, не обязательно презираем светом. Различие между почитанием и презрением проистекает из разницы между поведением благонравным или порочным.

На это Довольствующийся Малым возразил:

— Мелких воров сажают в темницу, большим ворам дают знатные титулы. А в домах знатных людей как раз и обретаются мужи, толкующие о справедливости. В старину Сяобо, носивший царский титул Хуань-гуна, убил старшего брата и вошёл к его жене, а а гуань Чжун стал его советником. Тяньчэн Цзы-Чан убил своего государя и присвоил его царство, а Конфуций принял от него шёлк, высланный ему в подарок. В своих речах они осуждали тех людей, но в поступках своих унижались перед ними. Их слова и поступки, должно быть, вечно сталкивались друг с другом в их сердцах. А потому в книгах так записано:

Что такое зло?
Что такое добро?
Победил — стал главой.
Проиграл — стал хвостом.

Тут Цзы-Чжан сказал:

— Если не поступать согласно приличиям, не будет разницы между родичами и чужаками, не будет желания исполнить долг и у знатных, и у презренных, не будет порядка в отношениях между старшими и младшими. Как же тогда поддерживать Пять Устоев и Шесть Отношений?

— Когда Яо убил своего старшего сына, а Шунь обрёк на изгнание младшего брата, соблюдалось ли различие в отношениях между родичами и чужаками? — возразил Довольствующийся Малым. — Когда Тан отправил в ссылку Цзе, а У-ван пошёл походом на Чжоу, исполняли ли свой долг знатные и презренные? Когда Ван Цзи захватил власть, а Чжоу-гун убил своего старшего брата, соблюдался ли порядок в отношениях между старшими и младшими? Кто сможет разобраться в Пяти Устоях и Шести Отношениях после притворных речей конфуцианцев и рассуждений Мо Ди о всеобщей любви? И потом: вы действуете ради славы, а я действую ради выгоды, но ни слава, ни выгода не сообразуются с истиной, не обретаются в Пути. Так попросим рассудить нас Свободного от Условностей.

Свободный от Условностей сказал:

— Низкий человек жертвует собой ради богатства. Благородный муж жертвует собой ради славы. То, что движет их чувствами, влияет на их нравы неодинаково, но если бы они оставили своё занятие и посвятили себя тому, чем не занимаются, в этом они были бы совершенно одинаковы. Поэтому говорят: «Не будь низким человеком, вернись к Небесному. Не старайся быть благородным мужем, следуй Небесной истине».

И в кривом, и в прямом
Есть свой Небесный предел.
Смотри на все четыре стороны,
Плыви вместе со временем.
Что-то «так», что-то «не так»:
ты сам держись центра круга.
Одиноким будь и пестуй волю.
Кружись согласно Великому Пути.
Не держись за что-то одно.
Не старайся жить по расчёту,
Иначе потеряешь всё, что имеешь.
Не желай себе в жизни богатства,
Не ищи себе в жизни успеха.
Всё оставь — и вернёшься к Небесному.

У биганя вырезали сердце, у Цзысюя вырвали глаза — их довела до этого преданность государю. Чжицзюй доносил на отца, Вэй Шэн утонул — виной тому была их честность. Бао-цзы стоял, пока не высок, Шэнь-цзы не сумел защитить себя — так навредила им их порядочность. Чэнь Чжун-цзы не виделся с матерью, Куан Чжан не встречался с отцом — таков вред любви к семейному долгу. И так происходило из века в век, так что муж, желающий правильно говорить и безупречно себя вести, непременно попадёт в беду!

YouTube-канал «Искусствовед Ольга Диас»

Абхазские притчи Албанские притчи Античные притчи Биографии Болгарские притчи Боснийские притчи Великобритания Венгерские притчи Германия Греческие притчи Даосские притчи Даосские притчи от Чжуан-цзы Датские притчи Древние притчи Еврейские притчи Замки Ирландские притчи Испанские притчи Исторические притчи Итальянские притчи Карельские притчи Книги Конфуцианские притчи Латышские притчи Македонские притчи Молдавские притчи Немецкие притчи Пазлы Писатели Польские притчи Польша Португальские притчи Поэзия Притчи Сербские притчи Философы Фильмы Финские притчи Франция Французские притчи Хорватские притчи Художники Цитаты Чешские притчи Шведские притчи

Share