Притча Вместилище души
Буддийская притча
Среди многочисленных, передаваемых из поколения в поколение уже две тысячи лет упражнений, которые обязаны выполнять тибетские юноши, будущие монахи из Школы буддийской диалектики в Дхарамсале, есть одно, цель которого — выяснить, где же находится то, чему люди придают столько значения, — «я».
— Оно в имени? — спрашивает старый лама у своих учеников, сидящих на полу за рядами столиков.
Нет, не в имени, потому что имя может измениться, а я при этом не изменюсь. Однако, как много людей отождествляет себя со своим именем, а ещё больше — со званиями. Но ясно, что «я» человека в его имени скрываться не может.
— Оно в теле? — спрашивает тогда старый монах.
Конечно, у меня много общего с моим телом, можно сказать даже, что без моего тела меня нет.
— Но где именно в теле нахожусь я? — настаивает лама и, забавляясь, начинает перечислять части тела, на которые указывают, говоря «я», представители разных народов.
Китайцы говорят «я» и касаются указательным пальцем кончика носа. Но может ли «я» скрываться в носу? Может ли оно находиться в сердце, к которому обычно прикладывают руку американцы? Или, может, оно в голове — ведь там подразумевается вместилище интеллекта, главного из достоинств, по мнению многих.
Ученики слушают, некоторые вступают в разговор. Обсуждение понемногу продвигается вперёд. Затем старый лама вынимает розу и держит перед собой, чтобы все смогли сосредоточить на ней своё внимание.
— Это цветок, согласны? — и с этими словами он отрывает у розы лепесток. — А это? Это цветок? Нет! Это лепесток… А это? — риторически спрашивает он, снова показывая ученикам розу. — Это цветок.
Отрывает ещё один лепесток, ещё один, ещё и всё время спрашивает:
— Что это?
И наконец, на столике — кучка лепестков, а в руке монаха — голый стебель. Старый лама показывает его ученикам и спрашивает:
— А это цветок? Нет. Это уже не цветок… То же самое можно сказать и о руке человека, — говорит он, поднимая вверх левую руку. — Если бы я принялся отсекать себе пальцы один за другим, ни один из пальцев не был бы сам по себе моей рукой, но и рука бы перестала быть рукой. И что же? В точности то же самое происходит со всем нашим телом. Не состоит ли каждый из многих частей, каждая из которых в отдельности не есть он?
Абхазские притчи Албанские притчи Античные притчи Биографии Болгарские притчи Боснийские притчи Буддийские притчи Бурятские притчи Великобритания Венгерские притчи Германия Греческие притчи Даосские притчи Даосские притчи от Чжуан-цзы Датские притчи Дзэнские притчи Древние притчи Еврейские притчи Замки Ирландские притчи Испанские притчи Исторические притчи Итальянские притчи Карельские притчи Книги Конфуцианские притчи Македонские притчи Молдавские притчи Немецкие притчи Пазлы Писатели Польша Португальские притчи Поэзия Притчи Притчи для детей Притчи от Ошо Сербские притчи Философы Фильмы Франция Хасидские притчи Хорватские притчи Чешские притчи Шведские притчи